Учёные СПбГУ разработали материал для защиты морских и космических кораблей

Группа химиков Санкт-Петербургского государственного университета провела исследования и выявила катализаторы, которые при добавлении к силикону придают ему новые свойства: материал начинает люминесцировать, а его термоустойчивость повышается до 320 °С. Разработка учёных поможет усовершенствовать системы терморегуляции на космических аппаратах, а также защитить подводные части кораблей.

Результаты исследований опубликованы в журнале Королевского химического общества Великобритании Catalysis Science and Technology.

Первые силиконовые материалы были открыты химиками ещё в начале прошлого столетия, в последние годы спрос на них постоянно растёт в связи с их устойчивостью к действию высоких и низких температур, хорошими электроизоляционными характеристиками, биологической инертностью, долговечностью и экологической безопасностью.

Сегодня силиконовые материалы используют в самых разных сферах: от кухонной утвари (например, форм для запекания) до военной промышленности и авиастроения. Силиконовые покрытия применяются в качестве защитных слоёв в военной, медицинской, автомобильной, космической промышленности и многих других сферах. Они эффективно защищают оборудование от различных проявлений влаги (дождя, пара, конденсата, сырости, соленой или хлорированной воды), препятствуют образованию плесени на контактах, обеспечивают защиту от пробоев изоляции и значительно увеличивают срок службы электрооборудования.

Одной из важнейших характеристик материала является высокая термоустойчивость. Разработанные университетскими учёными катализаторы позволяют заметно улучшить это свойство силиконов, а значит — повысить качество любой конечной продукции.

При комнатной температуре исходные силиконы, как правило, находятся в жидком состоянии, а для их отверждения требуется добавка катализатора, — рассказал старший преподаватель СПбГУ, руководитель проекта РФФИ, направленного на создание новых высокоэффективных каталитических систем, кандидат химических наук Михаил Кинжалов. — Как правило, в промышленности для этого используют комплексы платины, но они приводят к мгновенному отверждению силикона. Чтобы замедлить процесс, нужны дополнительные вещества, однако в итоге силиконы все равно получаются с относительно низкой термической устойчивостью. Нам удалось повысить термическую устойчивость образующегося силиконового покрытия до 320 ° С, что на 120 °С выше, чем для аналогичных силиконовых материалов, полученных с использованием прежнего катализатора.

vms Islamova RMДоктор химических наук, профессор СПбГУ Регина Исламова подчекнула — ещё одна уникальная особенность новых силиконовых материалов заключается в том, что они люминесцируют. Это свойство даёт возможность быстро и бесконтактно определять толщину силиконового покрытия по всему объекту и оперативно выявлять его недостатки — участки со слоем недостаточной толщины или вовсе лишенные покрытия.

Сейчас Михаил и его команда работают над созданием новых версий катализаторов на базе других металлов, которые, как надеются химики, будут обладать ещё более интересными свойствами, чем иридиевые соединения. Научная группа Р.М. Исламовой занимается разработкой новых силиконов и материалов на их основе.

Список ссылок