Печать
Просмотров: 5613

Из истории Института химии СПбГУ

Обновлено

 DSC2644

Генеральная ассамблея ООН провозгласила 2019 год Международным Годом Периодической таблицы химических элементов в честь 150-летия открытия Периодического закона Д.И. Менделеевым, в ту пору — профессора химии Санкт-Петербургского университета. В этом же юбилейном году Химический факультет (с 2014 года — Институту химии СПбГУ) отметил своё 90-летие.

В июне 1929 г. в рамках постановления Совета Народных Комиссаров «О мероприятиях по химизации народного хозяйства СССР» состоялось преобразование химического отделения физико-математического факультета Ленинградского государственного университета в химический факультет.

Однако его история начинается гораздо раньше, с Петровских времён, когда в 1725 г. при Петербургской Академии Наук была учреждена кафедра химии. В 1748 г. по инициативе М. В. Ломоносова в университете была создана первая в России научно-исследовательская и учебная химическая лаборатория.

Подлинное возрождение химической науки и образования в университете принято связывать с 1838 годом, когда в Петербургском университете начал свою преподавательскую деятельность «дедушка русской химии» Александр Абрамович Воскресенский, ректор Императорского Санкт-Петербургского университета в период 1863–1867 гг, ученик известного химика профессора Г. И. Гесса. А. А. Воскресенский заложил основы и традиции преподавания химии и воспитал плеяду блестящих российских химиков: Д. И. Менделеева, Н. Н. Бекетова, Н. А. Меншуткина. В стенах этого университета Д. И. Менделеевым написан первый в России учебник по органической химии, выдержавший два издания и удостоенный Демидовской премии.

11 Мая 1868 г. Совет физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета по представлению Д. И. Менделеева избрал Александра Михайловича Бутлерова ординарным профессором химии.

С 1869 года химия в Санкт-Петербургском Императорском университете была представлена уже тремя кафедрами:

  • общая и неорганическая химия (Д.И. Менделеев);
  • органическая химия (А.М. Бутлеров);
  • аналитическая и техническая химия (Н.А. Меншуткин).

В 1868 году при Петербургском университете по инициативе учёных физико-математического факультета было открыто Русское химическое общество. Его преемником в настоящее время является Российское химическое общество им. Д. И. Менделеева, а правление Санкт-Петербургского отделения находится в историческом здании Химической лаборатории (ныне здание Менделеевского центра СПбГУ). В это время естественное отделение университета существенно расширилось, и химические лаборатории были перенесены в новое здание, построенное по лучшим европейским образцам во дворе университета. Строительство отдельного здания лаборатории было инициировано Д. И. Менделеевым в 1884 и завершилось в 1894 году. Основные заботы по строительству новой лаборатории легли на плечи Н. А. Меншуткина. Для своего времени Химическая лаборатория была одним из лучших научно-исследовательских институтов не только России, но и Европы. С Химической лабораторией связаны имена выдающихся русских химиков, среди которых Д. П. Коновалов (физическая химия; законы Коновалова), А. Е. Фаворский (органическая химия; химия ацетилена; реакции Фаворского), В. Н. Ипатьев — первый русский генерал со степенью доктора химических наук (нефтехимия, каталитические процессы при высоких температурах и давлении), С. В. Лебедев (синтетический каучук), В. Г. Хлопин (радиохимия; обогащение урана), Б. П. Никольский (физическая химия; стеклянный электрод), и многие другие.

Подробнее о развитии химии в Санкт-Петербургском университете и о многих знаменитых российских учёных, чья биография связана с университетом, рассказывается в статье В.Ю. Кукушкина (Успехи химии, 84 (6) 2015).

См. также


Институт химии СПбГУ сегодня

IH zimoy 2017

Институт химии находится в Петергофском кампусе университета неподалёку от Петергофского Дворца и парков.

park2

В состав Института химии входит 14 кафедр и три новых межкафедральных лаборатории: биомедицинской химии, химической фармакологии и лаборатория биогибридных технологий, созданная в начале 2018 года по результатам конкурса Мегагрантов Правительства РФ. Возглавил новое подразделение один из ведущих фармакологов мира — профессор Арто Уртти (Финляндия). Директор Института химии — доктор химических наук Ирина Балова.

В продолжение традиций обучение в Институте химии СПбГУ в бакалавриате магистратуре и аспирантуре проводится преподавателями, которые ведут активную научно-исследовательскую работу, публикуют статьи в престижных международных научных журналах, проходят зарубежные стажировки, руководят проектами, поддержанными российскими и зарубежными научными фондами. В составе коллектива института работают члены РАН: академики В. Ю. Кукушкин и А. И. Русанов, член-корр. В. Л. Столярова; профессора РАН Н. А. Бокач, А. В. Булатов, М. Ю. Красавин.

Большую часть лекций и практических занятий ведут молодые учёные кандидаты (до 35) и доктора наук до 40 лет. При этом молодые учёные Института химии являются руководителями около 50% проектов, поддержанных грантами РНФ и РФФИ. Можно также отметить, что из двух, полученных молодыми учёными СПбГУ, Премий Президента РФ в области науки и инноваций (2012), одну получила профессор Института химии Надежда Бокач.

В 2019 году ассистент Института химии Ольга Бакулина стала победительницей конкурса Американского химического общества Будущие Лидеры (второй за всю историю — из России). Премию присудили всего 30 молодым учёным из таких престижных учебных заведений, как Стэнфордский университет, Массачусетский технологический институт, Йельский университет, Гарвардский и др.

Обучение в Институте химии в бакалавриате и магистратуре по направлению Химия проводится по образовательным программам «Химия» и «Химия, физика и механика материалов». Программа «Химия» в большей степени ориентирована на модель классического университетского образования и формирование компетенций, требующих как глубоких фундаментальных знаний по химии, так и владения практическими навыками применения современных экспериментальных и теоретических методов. Преподавание по образовательной программе магистратуры Химия ведётся на русском и английском языке. По второму направлению «Химия, физика и механика материалов» реализуется междисциплинарный подход, и основное внимание направлено на изучение методов получения новых функциональных материалов, и на проведение как фундаментальных, так и прикладных научных исследований.

В 2018 году открылся набор на новую программу магистратуры инженерной направленности «Фундаментальные и прикладные аспекты наноматериалов и нанотехнологий». Программа нацелена на подготовку научных, преподавательских и инновационных кадров, имеющих не только глубокие фундаментальные знания, но также способных к маркетинговым исследованиям, анализу и разработке технологий получения и производства функциональных, композитных наноматериалов, углеродных, нанобиоматериалов и продукции на их основе, владеющих навыками проектной деятельности. Учебный план программы также предусматривает получение знаний в областях деловых коммуникаций, экономических, правовых основ и менеджмента процессов создания научно-технической продукции.

И в образовательном процессе и для проведения научных исследований в соответствии с мировым уровнем учёные-химики в Санкт-Петербургском университете активно используют сеть Ресурсных центров Научного парка, оснащённых самым современным оборудованием.

И снова обратимся к истории...

Указ Петра Великого 1724 года об основании Академии наук способствовал формированию Академического университета и Академической гимназии.

Преемником последней явилась Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева Санкт-Петербургского государственного университета. Многолетнее творческое содружество Института химии с химическим отделением университетской гимназии весьма плодотворно. Творческий союз «Школа – ВУЗ» — это пролонгированное курирование: от первого посещения школьником в 10–11 классе университетской научно-исследовательской лаборатории до выполнения собственного серьёзного исследования. Основная цель такого союза — помощь учащимся старших классов в профориентации, готовности к адаптации и постоянному самообразованию, формированию значимых мотивов обучения. Выполнение исследовательских проектов школьниками в лабораториях Института химии — реальная возможность увидеть и понять, как и с какими материалами и какими методами сегодня работают учёные. Знакомство («из первых рук») с профессией химика-исследователя позволяет сделать обоснованный прогноз и на свою будущую профессию. Лучшие выпускники АГ СПбГУ — студенты, а затем и сотрудники Института химии.

SAB


По материалам, предоставленным старшим преподавателем Е. О. Калининым и профессором А. А. Карцовой.